Курс Валют на 20.04.2024: Доллар 93,44руб.   Евро 99,58руб.   Йена 154,66руб.   CNY 12,88руб.

Корякская история

Мы привыкли считать коренное население Севера, Дальнего Востока или южных гор малочисленным. Да, по сравнению с русскими или татарами в нашей стране это так. Но всё в мире относительно.

Коряки – древнейший и самый многочисленный из коренных народов Камчатки. Конечно, когда речь идёт о паре сотен тазов, то восемь тысяч обитающих на севере Камчатки коряков – это цифра! 

Впервые о «камчатских людишках» мир узнал от русских казаков, которые пришли на полуостров в XVII веке. Кстати, они же и назвали их коряками. И непонятно, почему. Сами-то аборигены называли себя нымыланами, чавчувенами, алюторцами – в зависимости от места жительства: на побережье или в тундре. Скорее всего, это название казаки позаимствовали у соседних племён эвенов, у которых есть созвучные слова, обозначающие что-то вроде «имеющие оленей». 

Однако далеко не все коряки были оленеводами, а только кочевые, тундровые – чавчувены. Другая часть народа – нымыланы вела оседлый образ жизни, обосновавшись на побережье и занимаясь морским промыслом. Они были умелыми охотниками, способными даже добывать китов в те почти доисторические времена. Охота на них проводилась силами общины. Между скалами в узком входе в бухту закреплялась тяжёлыми валунами сеть. На лодках, обитых шкурами морских животных, мужчины выслеживали кита и загоняли его в ловушку, а там уже во время отлива убивали меткими ударами копий в самые уязвимые места. 

Древнейшие предки коряков пришли в регион 15000 лет назад из Восточной Сибири. Часть племён закрепилась в холодных северных регионах, одомашнив оленей и увидев большой пищевой потенциал на побережье, а часть двинулась дальше, через перешеек, который когда-то соединял Азию с Америкой, и по льду. Добравшись до американского континента, они стали предками индейцев Северной Америки. И потому нет ничего удивительного в том, что мифология коряков почти не отличается от североиндейской. 

Этнографы ещё обращают внимание на большое сходство между жизнью чукчей и коряков. И те, и другие были довольно воинственным народом, отлично владеющим луком со стрелами, острогой и копьями. Фольклор сохранил свидетельства о стычках коряков с соседними племенами и чужаками, к которым аборигены относили и русских покорителей Сибири. Начало XVIII века было ознаменовано колонизаторской политикой Российской империи. И береговые коряки отказывались принимать новую власть, отстаивая в сражениях свои территории. А вот кочевые оленеводы почти сразу согласились стать подданными России и платить ясак.  

Но к середине XIX века всё устаканилось и началась ассимиляция коряков. А с приходом советской власти кочевая жизнь вообще свелась к минимуму: были образованы колхозы и построены общие с русскими переселенцами посёлки. Жизнь аборигенов изменилась в корне. Но национальные корни было выкорчевать не просто. Шаманизм прочно сидел в их головах. И образ жизни они не спешили менять, несмотря на вполне просторные дома, в которые их переселяли из яранг. Старики-коряки до сих пор не пользуется удобствами и практически не моются.

А их похоронные традиции не искоренила даже всеобщая христианизация. Так, погребальную одежду они готовили смолоду, но не дошивали до конца: считалось, готовый наряд к скорой гибели. После смерти родные срочно дошивали костюм, обязательно грубыми стежками. Три дня умерший находился в общей юрте. Рядом с ним обязательно должны были быть люди, которые обращались с ним, как с живым – разговаривали, предлагали еду. А потом тело кремировали на костре из хвойного стланника, имеющего высокую температуру горения. 

Традиционные верования коряков связаны с одушевлением всего сущего: животных, растений, явлений природы. Поклонялись на всякий случай всем, жертвуя понемногу мясо, шкуры, порой даже собак. А главный мифологический персонаж коряков – Бог-Ворон, предания о котором сохранились у всех северных народов и индейцев Северной Америки. Он – создатель всего сущего, но вместе с тем плут и проказник.

Большим разнообразием корякская кухня не отличалась. Основу рациона кочевых племён составляло варёное оленье мясо, а береговых – мясо и жир морских животных. Шокирующее всех иностранцев блюдо – квашеные с икрой рыбьи головы – «благоухает» так, что способно отпугнуть кого угодно, но для коряков до сих пор считается самым изысканным лакомством.

Народная мудрость

Оленя, если обидишь, то и на привязи не удержишь.

Сеткой воды не зачерпнёшь.

Яндекс.Погода

Посмотреть все

Издательство Валентин представляет лучшие книги:

Земля Вольной Надежды. Книга 4Переселение корейцев на Дальный Восток Росии 1860-... Цена: 200 руб.

Земля Вольной Надежды. Книга 5 Раздольное: исторические события и личности Раздольное: исторические события и личности.... Цена: 200 руб.

Депортация. 1937 Депортация. 1937, &nbs... Цена: 600 руб.

Земля вольной надежды. Книга 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинского районаКнига 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинск... Цена: 200 руб.

Рисунки Белки Собрание сочинений в 4 т. Том 1./ А.А.Ким; - ... Цена: 300 руб.

Путь русского офицера. Записки из германского плена  Н.М.Адерсон; сост.Т.Н.Калиберова; предисл.:В... Цена: 200 руб.

Православие и корейцы: сборник статейПравославие и корейцы: сборник статей / Ав... Цена: 600 руб.