Курс Валют на 25.04.2024: Доллар 92,51руб.   Евро 98,91руб.   Йена 154,81руб.   CNY 12,72руб.

Маяки нашей гавани

Маяки… Они первыми во Владивостоке встречают и провожают корабли. Лет 30 назад с показа маяка Басаргина   начинались передачи Приморского телевидения. В наши дни в паре с маяком Басаргина (имеющем зелёный огонь) работает маяк Скрыплёва, обозначая «морские ворота» Владивостока.

 «Труженики моря» играют важнейшую роль в обеспечении навигационной безопасности судов, следующих в порт Владивосток.  Отсюда ведется отсчет пройденных миль при выходе в рейс и завершении путешествия. Свет маяка Скрыплёва – самый яркий из всех огней владивостокских маяков и виден на расстоянии 20 миль (более 37 километров) практически из любой точки Уссурийского залива. Остров Скрыплёва является «реперной» точкой для иностранных судов – именно здесь они принимают и высаживают лоцманов при входе и выходе из порта. Приближаясь к этому кусочку суши между далёких берегов, капитаны запрашивают у «трафика» (диспетчера центра управления движением судов) разрешение на вход в базу и в случае отказа корабли становятся на рейд в районе ожидания, расположенном к северо-востоку от острова. Потому на том отрезке океана всегда много судов. Иногда визуально море сливается с линией горизонта, и автомобилисты с трассы Седанка-Патрокл любуются дивной красоты зрелищем – пароходы, «парящие» в небе. 

С 1862 года экспедиции Гидрографической съёмки Великого океана под руководством Корпуса флотских штурманов подполковника В.М. Бабкина вели планомерное описание берегов и островов залива Петра Великого.

Островок, лежащий у восточного входа пролива Босфор Восточный, был обследован 13 августа 1863 года. Гидрографы дали ему название в честь командира одного из судов экспедиции – корвета «Новик» капитан-лейтенанта Константина Скрыплёва. Кстати многими названиями бухт, мысов, островов и проливов мы обязаны этой экспедиции, например, «Стрелок», «Рында», «Боярин», «Аякс», «Патрокл» – имена кораблей, в разное время принимавших в ней участие. 

Необходимость маяка была обусловлена тем, что в 1871 году по высочайшему повелению главной военно-морской базой русского флота на Тихом океане становится Владивосток. В бухту Золотой Рог переходят корабли Сибирской флотилии, значительно возрастает и количество иностранных судов. 

В 1876 году командование флотилии поручило руководство строительством маяка известному гидрографу, штабс-капитану Михаилу Клыкову. У энергичного Михаила Аввакумовича дело не стояло. Он сразу объявил торги на право строительных работ на острове. В начале июня их выиграл китайский подрядчик Бол-билин. Уже к 5 июля китаец завёз на Скрыплёв камень, лес, кровельное железо и приступил к работе. 

Монтажом маячного аппарата занялся владелец механической мастерской Василий Лени. Помогала ему в установке светильников и отражательных зеркал команда Сибирского флотского экипажа из девяти нижних чинов и одного унтер-офицера. Они и стали первой маячной командой. На берегу выстроили баню и хранилище для цистерны и бочек под пресную воду. Механики за это время успели смонтировать на пятиметровой башне шестнадцатиламповый фонарь с рефлекторами. Зеркальные стёкла портовая контора получить к окончанию строительства не успела, поэтому для защиты маячных светильников в рамы временно вставили простое стекло, закрыв его проволокой от птиц. Рядом с маяком под навесом установили колыванского литья колокол, который в дни густых туманов своим звоном предупреждал судоводителей об опасной близости берега. 

В 1876 году 20 ноября на маяке загорелся белый огонь. Его было видно на расстоянии 14 с половиной миль. Первый маяк в Приморье начал свою работу. В отчёте за 1878 год отмечалось, что «… произведённая в 1877 году по примеру других морей замена четырёх матросов – маячных служителей вольнонаёмными китайцами дала блестящий результат в отношении исправного содержания маяка и его служб. Признано возможным заменить остальную казённую прислугу китайцами с платой по 20 руб. в месяц каждому, а старшему – 25 руб. Из казённо-служащих остаётся только один кочегар при опреснительном аппарате».  

Гидрографический департамент Морского министерства довёл до сведения мореплавателей, что «на острове Скрыплёва сверх имеющегося колокола установлено четвертьпудовое орудие – единорог, которое производит ответные выстрелы на таковые же запросы судов в туманную погоду».

Через двадцать лет командование военно-морского порта решило построить на острове новый каменный маяк. Подряд взялся выполнить известный городской предприниматель М.И. Суворов. Проект и привязку к местности осуществил петербургский инженер К. Леопольд. Суворов, как и большинство предпринимателей того времени, отличался добросовестностью, поэтому оговоренные контрактом кирпичный дом смотрителя и маячной команды, 52 –метровая каменная четырехугольная башня и деревянная баня были сданы в срок – 1 июня 1899 года.

В таком виде просуществовал маяк до 1948 года. Он многое повидал: встречал пароходы Добровольного флота с переселенцами и провожал в рейдерские операции крейсера Владивостокского отряда, первые подводные лодки. А в октябре 1922 года -  прощально светил вслед переполненным русскими эмигрантами судам, уходившим в неизвестное будущее.

В 1948 году старый маяк было решено модернизировать. Сейчас моряков, входящих в пролив Босфор Восточный, встречает белая восьмигранная каменная башня, под куполом надстройки которой установлен красный проблесковый маячный фонарь. Седьмого сентября 1984 года в Извещении мореплавателям № 291 ГС ТОФ было объявлено о упразднении сирены и колокола. Но никакие современные технологии не могут заменить свет маяка. Да и подарить радость встречи и грусть расставания вряд ли им по силам.

Елена СОРОКИНА

Яндекс.Погода

Посмотреть все

Издательство Валентин представляет лучшие книги:

Земля Вольной Надежды. Книга 4Переселение корейцев на Дальный Восток Росии 1860-... Цена: 200 руб.

Земля Вольной Надежды. Книга 5 Раздольное: исторические события и личности Раздольное: исторические события и личности.... Цена: 200 руб.

Депортация. 1937 Депортация. 1937, &nbs... Цена: 600 руб.

Земля вольной надежды. Книга 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинского районаКнига 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинск... Цена: 200 руб.

Рисунки Белки Собрание сочинений в 4 т. Том 1./ А.А.Ким; - ... Цена: 300 руб.

Путь русского офицера. Записки из германского плена  Н.М.Адерсон; сост.Т.Н.Калиберова; предисл.:В... Цена: 200 руб.

Православие и корейцы: сборник статейПравославие и корейцы: сборник статей / Ав... Цена: 600 руб.