Курс Валют на 20.04.2024: Доллар 93,44руб.   Евро 99,58руб.   Йена 154,66руб.   CNY 12,88руб.

Знакомьтесь: Владимир Мороз – капитан буксира «Добрыня»

Вот уже десять лет он помогает торговым судам зайти в порт Владивосток. Ведёт их с рейда к причалу Владивостокского морского торгового порта (ВМТП) коротким и безопасным путём. Корреспондент расспросил капитана Мороза о тонкостях его профессии, работе в порту, морском призвании.

— Владимир Николаевич, почему вы решили стать моряком?

— Это непростой вопрос. В детстве мечтал быть лётчиком. Тогда каждый пацан этого хотел! После полёта Юрия Гагарина в космос все мечтали о небе. Однако в моем случае зов моря победил. Откуда он взялся - не знаю, в семье моряков не было. Я родился на Украине, в сухопутном Чернигове. К десятому классу точно решил идти в мореходку. Спасибо родителям – не противились. Поступил в Ленинградское мореходное училище, получил диплом техника-судоводителя.

Во Владивосток прибыл по распределению в 1975 году. Сначала почти 10 лет отдал Дальневосточному морскому пароходству. Прошёл путь от матроса до второго помощника. В 1984-м перешёл в Портовый флот (подразделение ВМТП) – хотел быть ближе к дому. Вот уже почти 40 лет здесь работаю. Из них больше десяти лет - капитаном буксира «Добрыня». Это моя жизнь. 

— Что дала мореходка, профессия?

— Хороших наставников. Мы все, моё поколение, такую школу прошли у настоящих профессионалов: преподавателей, капитанов с большой буквы. Они обладали огромным опытом, характером, достоинством. Первую практику проходил на паруснике «Вега». Будь моя воля - всех бы через парусник пропускал в морскую профессию. Здесь всё по-настоящему: и узлы вязать научишься, и  гаши (специальная петля) крутить, и паруса штопать. И характер закалишь.

Нам, курсантам, повезло – оказались в массовке на съёмках фильма «Земля Санникова». Я тогда был молодой, безбашенный - забрался на самые верхние паруса, а в кадр попали ребята с нижних. Поэтому в кино меня не увидишь, но три положенных рубля получил (большие деньги по тем временам). С актёрами Олегом Далем и Владиславом Дворжецким за руку здоровались. Много чего вспоминается. И, конечно, первый рабочий день. Нас вдвоём с однокашником определили на пароход «Бикин», стоявший на рейде. Помню, с утра пораньше вышли на палубу, кругом пароходы, солнце встаёт – красота! И мы уже не просто курсанты - самостоятельные мужики! Необыкновенное чувство.

Что значит быть капитаном на буксире?

— Прежде всего, это постоянные стрессовые ситуации. Мы  обеспечиваем заходящим судам безопасную швартовку и отшвартовку. Пароход идёт, нужно на ходу к нему подойти, привязаться, поставить причал. Ты на борту один судоводитель, поэтому все решения принимаешь сам, под личную ответственность. 

Обывателю кажется, что все суда одинаковые по швартовке, но это не так. С судном, у которого борт ровный – проблем нет, а бывают борта с такие подзорами, что надо подлезть чуть ли не под самой рубкой. До неё буквально 50 сантиметров, а тебе надо протиснуться, забрать буксирный крест, выровнять судно, одновременно с этим толкать его и тянуть. Но это моя работа. И я должен делать её хорошо. 

— Расскажите о «Добрыне», вы с ним 10 лет неразлучны.

— «Добрыня» — флагманский буксир ледового класса. С виду он бычок, но бычок упрямый — с хорошей мощностью. Мы с ним немало испытаний прошли: свыше 20 тысяч швартовых операций в порту – это не шутка, считай, примерно две тысячи в год.  «Добрыня» работает во льдах толщиной более полуметра, может отходить от порта на 20 миль. Он заслуживает уважения, как настоящий профессионал. Когда нужно помочь поставить большое судно в Золотой Рог, всегда зовут профессионалов ВМТП.  «Добрыня» обеспечил проводку судов на саммит АТЭС в 2012 году, а также проводку парохода «Золото Колымы» и танкера «Владимир Мономах». Участвовал в переустановке крупнейшего дока «Вымпел», в буксировке и заводке пусковой космической установки в посёлке Славянка.

В «Портофлоте» работают исключительно профессионалы, и не только на «Добрыне». Но своих ребят ценю особо, сам набирал десять лет назад, приглашал лучших. Рад, что они пришли на буксир  — это профессионалы с высокой степенью ответственности и мастерства. Всего нас 14 человек. С тех пор практически весь экипаж сохранился. Есть в экипаже и женщина - старпом Оксана Спивак. Это наша радость, а не беда, как принято было считать в старину о женщине на корабле. Оксана – настоящий профессионал, яхтсменка, отзывчивый человек. 

На борту «Добрыни» есть все, что требуется для относительно комфортной жизни: столовая, душевые, телевизор. У каждого своя каюта. А какой у нас кок – Лилия Бернгардт! Все эти десять лет с нами. А кормит – пальчики оближешь!

— Как думаете, что изменится в профессии моряка в будущем?

— Однозначно наступает век компьютеризации. Всё стремительно меняется. Сейчас в порту везде автоматика — цифровые карты, совсем другое управление. На многих судах появились двигательные установки, как у буксиров — азиподы. Это насадки, которые крутятся на 360 градусов, и пароход может вертеться вокруг себя, словно танцуя вальс «Бостон». Понятно, что буксиров в будущем станет меньше. И всё же они ещё послужат.

Что бы ни говорили, у профессии моряка большое будущее. Сейчас  Севморпуть осваиваем, ВМТП выбран базовым портом на этом направлении. Это весьма перспективно не только для региона - для страны. 

Тем, кто мечтает связать свою жизнь с морем, одно могу сказать: нужно понять, что это всерьёз. И навсегда.

По инф. PrimaMedia, фото предоставлено ВМТП

Яндекс.Погода

Посмотреть все

Издательство Валентин представляет лучшие книги:

Земля Вольной Надежды. Книга 4Переселение корейцев на Дальный Восток Росии 1860-... Цена: 200 руб.

Земля Вольной Надежды. Книга 5 Раздольное: исторические события и личности Раздольное: исторические события и личности.... Цена: 200 руб.

Депортация. 1937 Депортация. 1937, &nbs... Цена: 600 руб.

Земля вольной надежды. Книга 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинского районаКнига 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинск... Цена: 200 руб.

Рисунки Белки Собрание сочинений в 4 т. Том 1./ А.А.Ким; - ... Цена: 300 руб.

Путь русского офицера. Записки из германского плена  Н.М.Адерсон; сост.Т.Н.Калиберова; предисл.:В... Цена: 200 руб.

Православие и корейцы: сборник статейПравославие и корейцы: сборник статей / Ав... Цена: 600 руб.