Курс Валют на 24.04.2024: Доллар 93,29руб.   Евро 99,56руб.   Йена 154,77руб.   CNY 12,84руб.

Самые белокурые на свете

Принято считать, что среди финнов самое большое число блондинов. А вот и нет. Самый светловолосый народ мира – это российская водь. 

Есть такая древняя народность, обитающая на севере Ленинградской области и на границе с Эстонией. Среди них редко встречаются даже светло-русые – сплошь блондины. 

Водь имеет финно-угорские корни и считается исчезающим коренным народом Русского Севера. Сегодня на территории России их проживает около 70 человек. И несколько семей в Эстонии. 

А ведь ещё в середине XVIII века водь была вполне себе многочисленным народом, довольно компактно проживавшим на обширной территории так называемой Водской (или Водьской) пятины Новгородской республики, и в её составе было шесть уездов. Каких-то 150 лет назад академик Пётр Кёппен провёл перепись так называемых вожан и насчитал их 5148 душ. По переписи 1926 года води в СССР проживало 705 человек, а 2010-го – всего 74. 

Резкое сокращение численности води произошло в связи с коллективизацией и принудительными переселениями крестьян. Вторым большим ударом стала Великая Отечественная война. Сохранился протокол совещания немцев и финнов в Таллине в 1943 году. Согласно ему, Финляндия планировала эвакуировать на свою территорию 800 вожан. Большинство их после войны вернулись в Ленинградскую область. Но их тут же выселили в другие регионы. Возвратиться на свою землю им разрешили только в 1956 году.

Водь считается самым древним населением этих земель: на территорию нынешней Ленинградской области их предки пришли во II-III веках. И это делает их потомков одним из древнейших народов. О води упоминается в первых новгородских летописях. Археологи говорят, что они жили здесь, когда никаких славян не было и в помине. Но когда закрепилась власть Новгорода, водь подчинилась ему, предпочтя мирную жизнь под властью русской республики бессмысленной борьбе, и стала периферийным народом Новгородского государства, что, впрочем, не помешало процветанию этого племени. 

Достоверных сведений о том, как жили вожане в средневековье, нет, но все этнографы XVIII-XIX веков описывают их как очень зажиточный народ, который живёт лучше, чем русские соседи. Они отмечали особую красоту водьских женщин: «женщины все вообще красивы, имеют весёлый, приятный и заманчивый взгляд, быстрые глаза – большие, голубые». Историк Генрих Портан также признавал, что местные женщины считаются более красивыми, чем русские или финские. Кроме того, водь была самым белокурым народом – «почти у всех волосы были либо белыми, как снег, либо золотисто-жёлтыми, как песок»...

Впервые обратить водь в христианство миссионеры пытались еще в XIII веке, когда Папа Римский Александр I назначил епископа Ватландии, Ингрии и Карелии. Но датчане так и не закрепились на этих землях, и епископ перебрался в Тарту.

А местные жители начали потихоньку перенимать у русских православие. В XVII веке по Столбовскому миру водьские земли на целый век отошли Швеции. И на них пытались насадить лютеранство. Но вожане не прониклись новым учением, и после возвращения в состав России продолжили исповедовать православие.

Как это часто бывает у обращённых народов, христианство вожан причудливым образом переплелось с их языческими верованиями. Они будто оказались между двух миров. С одной стороны – православное единобожие, с другой – колдовская «тайка». Это заметно по культу святого Ильи. В некоторых сёлах ему посвящали дубы и родники, которым приносили жертвы.

О водьских традициях сведений сохранилось немного. Так, из русскоязычных документов XVI века известно, что жители молились «по скверным своим мольбищам». Священными у них были «лес, и камени, и реки, и блата, и родники, и горы, и холми, и солнце, и месяц, и звезды, и езера». К новорождённым сначала призывали колдунов – арбуев, которые давали детям имена. И только после этого младенцев несли в церковь. Многие из этих практик дожили до XX века.

Этнографы приводят другие удивительные обычаи води. В Средние века, например, у них практиковался брак, который сегодня мы бы назвали гражданским. Это когда молодые люди могли какое-то время пожить вместе, не вступая в официальные брачные отношения, и, «не сойдясь характерами», разойтись.

Сегодня прилагаются немалые усилия, чтобы сохранить культуру этого малочисленного народа: создан музей, проводятся фестивали и возобновляется изучение водьского языка.

Яндекс.Погода

Посмотреть все

Издательство Валентин представляет лучшие книги:

Земля Вольной Надежды. Книга 4Переселение корейцев на Дальный Восток Росии 1860-... Цена: 200 руб.

Земля Вольной Надежды. Книга 5 Раздольное: исторические события и личности Раздольное: исторические события и личности.... Цена: 200 руб.

Депортация. 1937 Депортация. 1937, &nbs... Цена: 600 руб.

Земля вольной надежды. Книга 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинского районаКнига 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинск... Цена: 200 руб.

Рисунки Белки Собрание сочинений в 4 т. Том 1./ А.А.Ким; - ... Цена: 300 руб.

Путь русского офицера. Записки из германского плена  Н.М.Адерсон; сост.Т.Н.Калиберова; предисл.:В... Цена: 200 руб.

Православие и корейцы: сборник статейПравославие и корейцы: сборник статей / Ав... Цена: 600 руб.