Курс Валют на 19.04.2024: Доллар 94,09руб.   Евро 100,53руб.   Йена 154,35руб.   CNY 12,98руб.

Не народность - состояние души

Это к вопросу о том, кто такие казаки. Полтора века историки и этнографы не могли прийти к единому мнению: сословие это или народность. Пока своё веское слово не сказали генетики: казаки, имеющие более 80 процентов генов восточных славян и говорящие на русском языке, на народность не тянут.

А что, собственно, мы знаем о казаках? Что это воинственный и своенравный народ, который вошёл в историю благодаря своей отваге, свободолюбию и невероятному чувству товарищества. 

Вообще-то слово «казак» известно с XIV века, когда оно впервые упоминается в значении «стража» в словаре куманского языка. Однако к концу XV века, когда начинается история казачества, каким мы его сегодня знаем, смысл его изменился на противоположный – «вольный человек, бродяга». 

Так, в 1489 году в письменном донесении дозорных с южных окраин Руси впервые были упомянуты некие «казаки», живущие на пограничных землях и избегающие контактов с дозором. И им было отчего сторониться пограничной стражи, поскольку почти весь этот люд был не в ладу с законом – беглые крепостные и спасавшиеся от тяжёлой работы, правосудия или голода, искатели лучшей доли. По этническому составу среди них преобладали русские, к которым понемногу присоединялись белорусы, южные славяне, татары, осетины и другие народы, тоже бежавшие на вольные окраины. Часть их осела на земле. А беглые послужильцы (дезертиры), располагавшие оружием и боевым опытом, сбивались в ватаги и пробивались разбоем, став основой ,так называемого, вольного казачества сперва на Дону и Кубани, а затем и в других местах необъятной России. Языком общения казачьих общин на всей территории страны оставался русский. 

В донесениях периферийных наместников не раз говорилось о чинящих разбой «воровских казаках» – беглых боярских холопах и солдатах. Отстаивая свою свободу, они всячески противостояли власти, доставляя ей немало хлопот. Их вольный нрав сильно раздражал российских монархов. Во-первых, к ним массово потянулось русское население. А во-вторых, они часто становились движущей силой народных волнений, в частности, восстаний Болотникова, Разина и Пугачёва. 

Самые известные казачьи сообщества – это запорожцы и так называемое донцы (донские казаки). Впервые о них упоминается в грамоте ногайского князя Юсуфа Ивану Грозному в 1550 году: «Холопы твои на Дону в трёх-четырёх местах городы поделали, да наших послов и людей стерегут да грабят, иных же до смерти бьют…» 

К середине XVII века власть поняла, что бороться с этим воинственным племенем куда как накладно. К тому же казаки не гнушались служить и немцам, и полякам, участвуя в их походах на Россию. Кто за нехилое довольствие, а кто – в знак протеста против того, что государство стало вмешиваться в уклад жизни казаков. Пётр I, например, стал сам назначать атаманов. А Екатерина II вообще упразднила Запорожскую Сечь после пугачёвщины. Но, поразмыслив, приняла мудрое решение, создав из неплохо организованного и отважного воинства новый род войск – казачий, первоначально определив им место службы на южных рубежах России. Ну и периодически привлекая к подавлению бунтов и участию в военных походах, а также посылая на освоение сибирских и дальневосточных земель.

Став «государевыми людьми», казаки буквально взлетели по социальной лестнице, приблизившись к военному сословию, что потом подкрепилось ещё и утверждённой для них формой с генеральскими лампасами. Служили казаки, что называется, верой и правдой, что стало поводом для формирования новых казачьих войск: Амурского, Астраханского, Забайкальского, Уральского, Уссурийского – общим числом 11. К 1917 году число казаков с их семьями составляло почти три миллиона человек. 

Культура и быт казаков определялись особенностями их общественной организации. Изначально экстремальные условия жизни сделали из вольных всадников не только умелых воинов, но и хороших товарищей. Важным человеческим качеством считалась «справа», которую, как честь, берегли смолоду. Во-первых, это правильное воспитание – православная вера (включая старообрядчество), физическое здоровье и верность слову. Во-вторых, правильный внешний вид, вооружение, ухоженный конь.

После революции казачье сословие было отменено. Однако сегодня во многих регионах России существуют казачьи общины, которые сохраняют свою субкультуру. В 2000 году Всероссийская перепись населения зафиксировала около 130 тысяч человек, которые в графе «национальность» писали «казак». А к 2010 году эта цифра уменьшилось вдвое. Может быть потому, что ассимилировались с местным населением. А может, повлияло то, что в Общероссийском классификаторе информации о населении по национальности «казаки» - нет. 

Яндекс.Погода

Посмотреть все

Издательство Валентин представляет лучшие книги:

Земля Вольной Надежды. Книга 4Переселение корейцев на Дальный Восток Росии 1860-... Цена: 200 руб.

Земля Вольной Надежды. Книга 5 Раздольное: исторические события и личности Раздольное: исторические события и личности.... Цена: 200 руб.

Депортация. 1937 Депортация. 1937, &nbs... Цена: 600 руб.

Земля вольной надежды. Книга 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинского районаКнига 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинск... Цена: 200 руб.

Рисунки Белки Собрание сочинений в 4 т. Том 1./ А.А.Ким; - ... Цена: 300 руб.

Путь русского офицера. Записки из германского плена  Н.М.Адерсон; сост.Т.Н.Калиберова; предисл.:В... Цена: 200 руб.

Православие и корейцы: сборник статейПравославие и корейцы: сборник статей / Ав... Цена: 600 руб.