Под небом ТизинхеСегодня
мы представляем нашим читателям статью Вячеслава Шипилова, дипломанта конкурса
«Приморье – дружная семья: корейцы и русские», посвящённого 150-летию
добровольного переселения корейцев в Россию. Она печатается с небольшими
сокращениями.
Под
небом Тизинхе В
Хасанском районе Приморья есть особый памятник. Плита из черного гранита
поднялась на постаменте над благоухающей в зелени долиной реки Виноградная.
Именно здесь 150 лет назад была основана первая в России корейская деревня
Тизинхе (Чисинхо). Именно отсюда, как высечено в камне на русском и корейском
языках, есть-пошли корейцы на Руси.
В
память потомкам
Инициаторами
установки памятного знака выступили Национально-культурная автономия российских
корейцев Владивостока, Центр просвещения Республики Корея во Владивостоке,
общественные организации Республики Корея. Наибольший вклад в сооружение памятника внёс Народный
артист Республики Корея Со Тэ Джи.
На
нём выбито: «Мы устанавливаем этот мемориальный камень… чтобы передать потомкам
историю наших предков. Мы желаем укрепления дружественных связей между Россией
и Кореей, а также вечного процветания нашего народа».
Впервые
же о корейцах упоминается в рапорте начальника Новгородского поста на берегу
залива Посьета поручика Василия Резанова. Отправленный по инстанции документ
датируется 30 ноября 1863 года. И в нём отдельно говорится о 14 семьях беженцев
из Кореи «в числе 65 душ обоего пола». В полутора десятках верст от поста, в
долине реки Тизинхе, эти корейцы поставили сначала 6 фанз. За зиму построили еще
несколько жилищ. С весны сумели поднять около 15 десятин целины. «Когда я видел
Тизинхе в мае 1864 года, – писал в своём отчете порученец военного губернатора
Приморской области штабс-капитан Петр Гельмерсен, – все переселенцы были уже в
домах, построенных, правда, наскоро, низеньких и тесных, но в которых корейцы
могли очень хорошо зимовать… земли было вспахано очень много по тем средствам,
которыми можно было располагать… и селение представляло очень оживленный вид, и
при всей бедности новых жителей у них не было видно обыкновенных спутников
бедности – грязи и лени».
С
чистого листа
На
сельском сходе в Тизинхе впервые в России был избран сельский староста-кореец.
Им стал Цуй Ин Кыги. Первые корейцы, которые в январе 1865 года «не кривя
душой, но по душе» приняли православие, тоже из Тизинхе. Имена по святцам Петр,
Антон, Павел получили корейцы Унгуди, Кегый, Холони, а также их жены, ставшие,
соответственно, Марией, Феодосией и Ксенией. В 1868 году как раз в Тизинхе была
открыта первая школа для корейских детей, где 18 мальчиков и 3 девочки стали
обучаться русской речи и письму, осваивать арифметические действия, основы
географии, знакомиться с православием.
Деревня
Тизинхе стала селом, когда в 1897 году корейцы воздвигли здесь Свято-Иннокентьевский
православный храм о двух куполах. В разные годы псаломщиками и катехизаторами
служили в этом храме Роман Ким, Вячеслав Ким и Кирилл Кван, которые стали затем
священниками в корейских селах Хаджида, Нижний Мангугай и Усть-Сидеми. А Фёдор
Пак как родился в Тизинхе, так тут и пригодился. Сначала тоже служил
псаломщиком в Свято-Иннокентьевской церкви, затем окончил духовную семинарию в
Казани и вернулся в Тизинхе миссионером. Через год отец Федор Пак уже в сане
священника и настоятеля прихода в Тизинхе.
Спустя
почти 25 лет после появления первой корейской деревни в Южно-Уссурийском крае в
Тизинхе значится уже 177 семейств с числом 906 душ. Об этом докладывает в
Приамурское губернаторство в августе 1889 года вице-губернатор Приморской
области Яков Омельянович-Павленко. Он же сообщает далее, что «корейцы,
поселившиеся здесь, пользуются видимым благосостоянием и полным во всём
достатком». А основу благосостояния корейцев в Тизинхе сделали результаты их труда
в земледелии и в животноводстве. Побывавший в Тизинхе исполнявший должность
инспектора линейных батальонов Восточной Сибири полковник Фёдор Ольденбург нашел
здесь «большие, хорошо устроенные огороды, земли, засеянные будою, ячменем,
гречихой и кукурузой».
На
горе колхоз, под горой колхоз
Начатое
в 1929 году «массовое кооперирование советского крестьянства» в полной мере
распространилось и на Посьетский корейский национальный район, ставший сегодня
Хасанским районом. И в том же году советские власти объявили территорию районом
«сплошной коллективизации». Возникло 33 земледельческих колхоза и рыбацких
коллектива. Из них только 3 сельскохозяйственных кооператива и 5 рыбалок не
были корейскими.
В
долине Тизинхе тоже был образован колхоз. Ему определили название «Красный
Октябрь». И в долине уже нет Верхнего, Среднего и Нижнего Тизинхе, исчезли
также хутора и выселки. Образуется одно колхозное Тизинхе. В списке населённых
пунктов и сельсоветов Посьетского района от 20 апреля 1930 года в Тизинхе значилось
217 дворов при наличии 1401 «едока». В графе «количество кулаков» проставлено число
13. Правда, не уточняется, идет ли речь о количестве кулацких дворов в Тизинхе,
или счет «мироедам» ведется по головам.
Между
тем в долине Тизинхе еще в 1926 году был создан Тизинхинский сельсовет. Однако в
процессе коллективизации Тизинхе вместе
с колхозными корейскими селами Хакпудой, Ивановка, Гнездо и Сухановка стало
замыкаться на Ивановский сельсовет. И хотя в 1935 году вновь появляется
Тизинхинский сельсовет, через два года он «ликвидирован в связи с переселением
корейского населения». То есть в результате депортации в Среднюю Азию и
Казахстан. Одним махом упразднены были 18 корейских сельсоветов Посьетского
района. Последним председателем Тизинхинского сельсовета был Андрей Ким.
В
советские закрома
А
пока колхоз «Красный Октябрь» выращивал в долине Тизинхе злаковые и бобовые
культуры, овощи и картофель, разводил скот и пчёл. Казалось бы, всё шло своим
крестьянским чередом, как и в предыдущие 65 лет после вселения корейцев в Южно-Уссурийский
край. С той, однако, разницей, что теперь все делалось при обобществленных
средствах производства. И непременно по спущенным сверху планам, и с обязательной
сдачей получаемой продукции в советские закрома.
Власти
старались до предела использовать возможности населения долины Тизинхе. Именно
колхозу «Красный Октябрь» в числе первых стали доводить планы по разведению
тутового шелкопряда, а также табака. И корейские колхозники были настолько
обязательны и трудолюбивы, что сумели удачно приживить на местных склонах нежную
шелковицу и не менее теплолюбивый табак. Причём в тех условиях, когда туманы и
дожди господствовали в Посьетском районе с мая по август.
После
депортации в 1937 году дальневосточных корейцев
в Среднюю Азию и Казахстан Тизинхе сразу же вошло в список сёл, прекративших
свое существование.
Кто
даст вторую жизнь?
Советские
власти все же пытались «вдохнуть вторую жизнь» в долину реки Тизинхе, ставшей
рекой Виноградная. Но так ничего и не удалось. Теперь на картах на месте
корейского села Тизинхе только пометки типа «развалины» и «сараи».
О
социально-экономическом освоении корейцами долины реки Тизинхе-Виноградная
говорит сегодня только памятный знак. Он установлен там, где когда-то сходились
околицы Верхнего Тизинхе и Среднего Тизинхе.
Возродить
корейское поселение в долине реки Тизинхе-Виноградной именно в формате
поселения по многим причинам пока проблематично. А вот создать здесь этнографический
музей под открытым небом – вполне реально. Так считает владелец единственного в
долине крестьянского хозяйства Борис Сизиков. Земля, которую он собственноручно
обрабатывает, хранит в себе различные материальные свидетельства пребывания
здесь корейцев. С годами Сизиков сумел собрать коллекцию артефактов как
корейского, так и русского происхождения. И готов всё это предоставить музею на
месте первого в России корейского поселения Тизинхе.
–
Для начала, – говорит Борис Сизиков, – нужно поставить корейскую фанзу и
русскую избу. Какие и стояли здесь в конце XIX
и в начале ХХ века. Однажды
Борис Сизиков наткнулся на старый колодец. То, что колодец имел корейское начало,
вне всяких сомнений. Выложенный внутри диким камнем рукотворный источник напоминал
форму кувшина с узкой горловиной при выходе на поверхность. Только корейские
мастера умели делать такие колодцы. После долгой заброшенности отремонтированный
корейский колодец и сегодня служит русскому крестьянину Сизикову. Тем самым
Борис Сизиков как бы уже взялся за реализацию задумки о создании музея под
небом былого Тизинхе. Следующим шагом в том же направлении Сизиков видит
устройство пруда с лотосом. Остаётся найти заинтересованных инвесторов, чтобы
этнографический музейный комплекс завершить строительством кемпинга для
туристов. А что до свежих овощей, ягоды, столовой зелени, а также самой
натуральной животноводческой продукции, то у владельца крестьянского хозяйства
Бориса Сизикова всё это уже сегодня под рукой.
Замыслы
по созданию этнографического музея под открытым небом в долине
Тизинхе-Виноградной поддерживает и представитель движения по развитию культуры
корейцев Приморья, капитан дальнего плавания в отставке Тельмир Ким, сын
репрессированного в сталинское лихолетье первого секретаря Посьетского райкома
ВКП (б) Афанасия Кима. В память отца и ради национального возрождения
российских корейцев он намерен содействовать созданию на месте первой в России
корейской деревни национального парка. Такого, чтобы в нём и музей был, и
гостиница с автостоянкой, чтобы земля опять стала плодоносить. А любой желающий
мог бы отведать «чхальток» – паровой хлебец из клейкого риса, здесь же
выращенного. Да ещё собственноручно его приготовить.
Автор: Шипилов Вячеслав
|