Курс Валют на 20.04.2024: Доллар 93,44руб.   Евро 99,58руб.   Йена 154,66руб.   CNY 12,88руб.

Чумовые встречи в центре Владивостока

Наш многоликий край представляют более 150 народов. Среди них – удэге, которых осталось меньше тысячи человек, чистокровных ещё меньше. Неужели так и канет в историю целый народ, самобытный, с интереснейшей культурой, традициями, языком? Для того, чтобы этого не произошло, трудятся энтузиасты. Они открыли для любознательных прямо в центре Владивостока настоящий удэгейский чум. Он появился на улице Алеутской, во внутреннем дворике магазина «Луна и грош». 

В создании чума в рамках краеведческого проекта принимала участие удэгейка Инга Андрейцева и русская семья Колядзинских, главным образом её глава Ян Оттович, который руководит Приморским региональным общественным фондом «Дальневосточный леопард». Вот у кого руки золотые. Он соорудил почти аутентичный настоящему удэгейский чум. Правда, вместо бересты или звериных шкур для покрытия каркаса из жердей пришлось использовать брезент, а традиционный кан заменить сиденьями с электроподогревом. Но эти мелочи практически незаметны, особенно для тех, кто впервые попадает в чум. 

Чум не круглый, а овальный, в форме яйца. Когда-то и бубны шаманов делали овальными. Здесь есть пояс ямпа, помогающий  шаману общаться с духами. Посмотреть на этот пояс можно, а дотрагиваться нельзя – духи могут наказать. Некоторые предметы могут брать в руки только мужчины. Зато детскую люльку можно без опасений рассматривать всем – оказывается, она издавна делалась наподобие современных автомобильных кресел, чтобы ребёнок находился в удобной, физиологически правильной позе. Есть в чуме национальная одежда – халаты тэгэ с традиционной вышивкой, которую уже далеко не все удэгейки могут прочитать. А ведь в них целая история рода записана. Узор, выполненный, к примеру, самаргинской хозяйкой, кардинально отличается от того, что вышивала жившая в бикинском селе женщина. Известный резчик по дереву Владимир Бойко не пожалел для чума несколько своих удивительных работ. Не похожие друг на друга, эти лица приходят русскому автору во сне. Просто мистика какая-то, но удэгейцы узнают в них знакомые черты. И как пишут создатели чума, приглашая на экскурсию, «погрузиться в атмосферу прекрасного помогут фотокартины флоры и фауны на открытом воздухе, дракон, выросший из стены, чудо из чудес – леопард из зеркальной мозаики в натуральную величину как один из древних символов свободолюбия и противостояния любым невзгодам». Иными словами, место это очень интересное и просто волшебное.

Малочисленным народам всё сложнее сохранить свою идентификацию в постоянно меняющемся мире, межнациональных браков становится всё больше. В былые времена всё было понятно: среди удэгейцев преобладали межродовые браки, когда маленькую девочку назначали в жёны мальчишечке из другого рода, взамен для своего сына тоже оговаривали малышку. Сохранялся удэгейский народ, но, к сожалению, некому было писать его историю. До прихода русских, начавших по крупицам собирать приметы прошлого, удэге не знали письменности. Основой религии был шаманизм, главными занятиями – охота и рыболовство. 

И всё же жив ещё народ, не пропал бесследно. Вот и во владивостокском чуме начала работать чистокровная бикинская удэгейка Елена Кялундзюга (на фото). Родилась она в посёлке Улунга Пожарского района, после школы училась во Владивостокском кооперативном техникуме, стала товароведом, но никогда не забывала традиции своего народа. Своих двух детей к удэгейским обычаям приучили. Теперь вот дочь Мария (в этом году она планирует поступать в МГУ им. Г.И. Невельского), тоже будет в свободное время в чуме работать, а в университете – основательно изучать культуру малочисленных народов. Заодно больше узнает о тех предметах и вещах, за которыми её мама специально в удэгейский посёлок Красный Яр ездила. Там не пожалели отдать в демонстрационный чум старинную кожемялку для размягчения кожи изюбра, головной убор охотника, пояс шамана, бубен, музыкальный инструмент кунгкай. Даже лодку оморочку и нарты предложили. 

Теперь на лекции, которые регулярно проходят в «Луне и гроше», все в чуме собираются, где хозяйками стали чистокровные удэгейки. В советские времена женщин, занимавшихся домашним хозяйством в семьях, ведущих кочевой образ жизни, называли «чумработницами». Пусть слово и смешное, но ведь верно отражает суть – работы у мамы и дочки много. Нужно рассказывать о жизни приморских аборигенов, о традициях народа, а заодно желающих хотя бы нескольким удэгейским словам обучить и песни красивые им по-удэгейски петь. Вернётся иностранный турист домой, расскажет друзьям об увиденных чудесах – они тоже захотят посмотреть. Так и будет чум помогать развитию туризма в Приморском крае.

Этот чум – звёздный дом духов Огня, Неба, Земли, Воды. По-удэгейски – Ваикта дзугди. Пусть для кого-то это звучит странно, но установили его для того, чтобы духи помогали возрождать культуру и традиции удэгейского народа, чтобы сам этот народ не исчез. А чумработницы постараются сделать для этого всё возможное.

Ирина НАЗАРОВА, фото автора, Ирины ПАВЛЕНКО 

Яндекс.Погода

Посмотреть все

Издательство Валентин представляет лучшие книги:

Земля Вольной Надежды. Книга 4Переселение корейцев на Дальный Восток Росии 1860-... Цена: 200 руб.

Земля Вольной Надежды. Книга 5 Раздольное: исторические события и личности Раздольное: исторические события и личности.... Цена: 200 руб.

Депортация. 1937 Депортация. 1937, &nbs... Цена: 600 руб.

Земля вольной надежды. Книга 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинского районаКнига 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинск... Цена: 200 руб.

Рисунки Белки Собрание сочинений в 4 т. Том 1./ А.А.Ким; - ... Цена: 300 руб.

Путь русского офицера. Записки из германского плена  Н.М.Адерсон; сост.Т.Н.Калиберова; предисл.:В... Цена: 200 руб.

Православие и корейцы: сборник статейПравославие и корейцы: сборник статей / Ав... Цена: 600 руб.